Главная
Эдвокаси
Законодательство
Библиотека
Публикации
Международный опыт
Участники
Вопрос-Ответ
Полезные ссылки
Бизнес Инкубатор СодБи
Проект по улучшению бизнес среды BEI
форум предпринимателей Казахстана
Независимая Ассоциация предпринимателей
Ассоциация по защите прав предпринимателей
Бизнес Инкубатор СодБи
Фонд информационной поддержки развития общества
Центр обслуживания предпринимателей Секрет + Сервис

Бизнес и проверки Бизнес и проверки


Бизнес и проверки


14 февраля Президент Республики Казахстан объявил мораторий на любые проверки для малого и среднего бизнеса кроме оказывающих влияние на безопасность граждан (медикаменты, пищу и все, что относится к этой категории). А уже 21 февраля 2008 г. Премьер-министр РК Карим Масимов подписал Постановление Правительства по объявлению моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства с 21 февраля  по 31 декабря 2008 г. С большим воодушевлением воспринимая эту инициативу главы государства еще раз свидетельствующую о поддержке бизнеса, участники республиканского движения хотят использовать представленную возможность и время для дальнейшего совершенствования взаимоотношений бизнеса и власти.

 

Республиканское Движение "Бизнес и  Проверки"

Цели Движения

В феврале 2008 года начало свою работу республиканское движение «Бизнес и Проверки».  Казахстанские организации по поддержке развития малого и среднего бизнеса при участии проекта  USAID по улучшению бизнес среды объединились для того, чтобы повысить информированность предпринимателей по вопросам проверок, а также представить в Правительство Республики Казахстан рекомендации по совершенствованию законодательства в части проверок, а именно:

- исключение подпунктов 2, 5, 6 пункта 18 статьи 38 Закона «О частном предпринимательстве»;
- внесение изменений в пункт 19 статьи 38 Закона «О частном предпринимательстве» об обязательной регистрации акта о назначении проверки и её итогов в органах правовой статистики;
- информирование предпринимателей о проведении плановой проверки за несколько дней до ее начала;
- замена карательного характера проверок на предупредительный;
- внесение соответствующих поправок в Кодекс РК «Об административных правонарушениях».

 

Деятельность

В рамках работы движения проводятся пресс-конференции в регионах Казахстана, выпускаются методические пособия («Твои права, предприниматель», «К Вам пришли с проверкой»), проводится социологическое исследование по проблеме, организовываются серии выездных семинаров с участием предпринимателей, представителей контрольно-надзорных органов в регионах Казахстана и организация других мероприятий, нацеленных на повышение правовой культуры не только предпринимателей, но и всего населения, улучшение работы экспертных советов и телефонов доверия.

 

О предложениях участников Движения

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам в 2007 году в Казахстане зарегистрировано более 250 тысяч актов о назначении проверок хозяйствующих субъектов; в порядке надзора было выявлено 853 незаконных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере малого предпринимательства – 448. Отказано в регистрации актов о назначении проверок в 920 случаях, из них 409 – в отношении субъектов малого предпринимательства. Больше всего незаконных проверок выявлено в органах внутренних дел – 212, Акиматах – 153. Соответственно по г. Алматы в 2007 году зарегистрировано более 17 тыс. актов о проведении проверок, отказано в регистрации 60 актов, выявлен 71 факт незаконных проверок, 11 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 1 руководитель судом привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 МРП.

Из 41 зарегистрированной контролирующей структуры основные субъекты контрольной практики – это органы санитарно-эпидемиологического надзора, министерства труда и социальной защиты населения, противопожарной службы и внутренних дел. И это при том, что основные проверяющие (налоговая, финансовая полиция и ряд других) на основании п.п. 18, 19 ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве» вообще не осуществляют регистрацию проверок в Комитете по правовой статистике.

Органы прокуратуры сами признают, что в списке наиболее частых нарушений предпринимательских прав фигурируют следующие: проведение проверок без предварительного уведомления и регистрации, производство проверок без участия представителей бизнеса, утаивание от предпринимателей актов о результатах проверки. Финансовая полиция, ссылаясь на то, что они  проводят оперативно-розыскную деятельность и на Закон «О частном предпринимательстве», проводят проверку «как они хотят»,  поясняет представитель Генеральной прокуратуры Сапарбек Нурпеисов в ходе брифинга 21 февраля 2008 г. И сами же предлагают внести изменения и дополнения в Закон «О частном предпринимательстве», где будут четко оговорены полномочия и компетенция контролирующих органов.

Все эти цифры и факты являются очередным доказательством того, что конституционное право граждан на свободное предпринимательство требует совершенствования действующего законодательства по проверкам. По этой причине предпринимательская общественность считает, что подпункты 2, 5, 6 пункта 18 ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве, гласящей о том, что «действие настоящей статьи не применяется к отношениям, связанным с проведением проверок: 2) в рамках оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и исполнительного производства; 5) по соблюдению налогового, таможенного и финансового законодательства; 6) по соблюдению законодательства Республики Казахстан в области образования» - вообще должны быть исключены из Закона.

Что же касается пункта 19 ст. 38 «Контроль в области безопасности продукции для жизни и здоровья людей и сохранности имущества», то он должен быть переработан и дополнен нормой «с последующей регистрацией акта о назначении проверки и ее итогов в органах правовой статистики».

Кроме того, имеет конституционную основу и такая мысль предпринимательской общественности: лишить руководителей контрольно-надзорных органов права наложения штрафов. То есть из статьи 538 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» исключить п. 2, так как он противоречит п. 3 ст. 26 Конституции РК, в которой сказано: «Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда». То есть необходимо право наложения штрафов передать административным судам, соответственно, внеся поправки в статьи 543-573 КоАП.


Участники республиканского движения считают, что реализация этих предложений, а также новые предложения и будут самой конкретной мерой по претворению в жизнь строки Послания Главы государства по проверкам.

 

Если Вы поддерживаете цели Республиканского движения "Бизнес и проверки", то станьте его участником, зарегистрировавшись в разделе "Участники" данного сайта.

Новости
18 | 02 | 2009
Введен мораторий на проверки до 1 июля 2009 года
17 | 02 | 2009
В Мининдустрии предлагают продлить мораторий на проверки МСБ
13 | 02 | 2009
Налоговики Сарыаркинского района столицы оштрафовали шестерых предпринимателей на 114570 тенге
Календарь событий
пн вт ср чт пт сб вс
            1
2 3 4 5 6
7
8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Пресс-клуб

О нас

Архив публикаций

Архив пресс-релизов

Контакты

Интернет опрос

Нужно ли продлевать действие моратория на проверки малого и среднего бизнеса?

 
Вернуться наверх
Авторские права | Контакты | Карта сайта