Главная
Эдвокаси
Законодательство
Библиотека
Публикации
Международный опыт
Участники
Вопрос-Ответ
Телефоны доверия
Полезные ссылки
Бизнес Инкубатор СодБи
Проект по улучшению бизнес среды BEI
форум предпринимателей Казахстана
Независимая Ассоциация предпринимателей
Ассоциация по защите прав предпринимателей
Бизнес Инкубатор СодБи
Фонд информационной поддержки развития общества
Центр обслуживания предпринимателей Секрет + Сервис

Новости


Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей: В стране идет третий передел собственности

21 февраля премьер-министр Казахстана Карим Масимов объявил мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2008 года. Чем сегодня живут предприниматели, как борются со своими проблемами, прежде всего - с произволом чиновников? На вопросы наших читател

Сергей, военный летчик в отставке, Алматы:
Сколько нужно иметь средств, чтобы открыть свою авиакомпанию, и какую сумму необходимо предусмотреть на взятки чиновникам?
- На этот вопрос никто не сможет ответить. Прежде всего - потому, что информация об этом роде деятельности чрезвычайно закрыта. Понятно, что отставной летчик открыть авиакомпанию не сможет. Вашей зарплаты и пенсии не хватит не только для того, чтобы открыть авиакомпанию, но даже цветочный ларек. Вообще начать любое дело очень проблематично: банки практически не кредитуют бизнес на начальной стадии.
Даулет Бектурганов, Алматы:
Чем конкретно нам, бизнесменам, может помочь мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса?
- О чем говорит введение моратория? О том, что на сегодняшнем этапе малый и средний бизнес дальше развиваться не может. Ведомственное нормотворчество приобрело такой угрожающий размах, что, во-первых, его нереально отследить, а во-вторых, невозможно использовать на практике.
До моратория имели право проверять малый и средний бизнес 56 (!) контрольно-надзорных органов. Руководство страны приняло политически верное решение. Опыт такой уже был в начале 2000-х годов, правда - не самый положительный. Глава государства тогда поручал в течение полугода в пять-десять раз сократить число барьеров для бизнеса, но никто и ухом не повел. В таких важнейших сферах, как строительство, производство продуктов питания, медицина и фармацевтика, никаких подвижек не было. Коррупционные схемы и административные барьеры остались нетронутыми. Но предприниматели почувствовали какую-то реальную поддержку, чиновники ощутили какие-то ограничения. За время действия первого моратория налоговые поступления в бюджет увеличились на 25 процентов. И это при том, что запрет проверок повсеместно под любыми предлогами нарушался.
Ермек Жакупов, Астана:
Как вы считаете, нужна ли нам финполиция?
- Это вопрос риторический. С таким же успехом можно спросить про любой другой силовой орган. Думаю, надо смотреть на эффективность работы той или иной структуры. Конечно, ведомство, отвечающее за борьбу с экономическими преступлениями, государству необходимо, но оно должно быть максимально прозрачным для общества. Ведь коррупция - то зло, которое подрывает доверие граждан к государству. Для гражданина важно, чтобы менялась система. А у нас не успели поймать одного коррупционера, как на его место в уже налаженную коррупционную схему встроился другой...
Алма Конарбаева, Павлодар:
Действительно ли помогает нашим предпринимателям ежегодное снижение ставки НДС на 1 процент?
- Безусловно, любая либерали¬зация налогового режима со стороны государства - это плюс. Вопрос в том, насколько государство действительно хочет вывести бизнес из тени. Я считаю, что на сегодня НДС и подоходный налог - основные препоны развития экономики и благоприятная почва для существования коррупционных схем в стране. Я задавал Минфину вопрос: какова логика снижения НДС на 1 процент и где расчеты, свидетельствующие, что именно эта сумма принесет пользу бизнесу и государству? Вразумительного ответа так и не последовало... Убежден, что однопроцентным снижением из тени предпринимателей не вывести. Считаю наиболее оптимальной ставкой НДС 5 процентов. Сейчас же общая налоговая нагрузка на предпринимателя достигает 40-60 процентов от оборота.
Андрей Ушков, Алматы:
Насколько сильны сейчас протестные настроения среди предпринимателей Казахстана?
- Предпринимательство по сути своей - аполитично. Если не считать лидеров общественных организаций, защищающих интересы бизнеса, в политику никто не суется. Как правило, весь интерес коммерсанта сосредоточен на его выручке и на борьбе с конкурентами. Протестных настроений среди наших предпринимателей, по большому счету, нет. Есть вера, что у лидеров государства есть политическая воля...
С другой стороны, наших предпринимателей в последнее время одолевают уныние и депрессия. Бизнесмены наблюдают, как один за другим проваливаются государственные проекты их “поддержки”, а чиновники жонглируют выделенными на них миллиардами.
Мухтар, Уральск:
Как вы относитесь к запрету импорта сахара Казахстаном?
- У меня это решение вызывает сомнения. Ясно, что происходит очередной передел (как, кстати, и в других сферах экономики). Под этот передел попадают не только крупные компании, но и представители малого бизнеса. Первый передел был в начале 1990-х, но тогда речь шла о переделе власти. Затем грянул передел собственности в середине 90-х, когда по результатам приватизации народ остался с носом. Третий происходит сейчас. Это передел всех ликвидных, уже работающих схем, с использованием административного ресурса, начиная с самого легкого - продуктов питания и нефти.
Виктор Суворов, Караганда:
Есть ли какие-то льготы для казахстанских предпринимателей?
- Сегодня малый и средний бизнес дотирует незаслуженные льготы сырьевого и банковского секторов. Хватит! Банкиры и нефтяники поднялись, яхты себе накупили, даже в Forbes попали, а малый и средний бизнес до сих пор в зачаточном состоянии. Мало какое предприятие смогло кардинально улучшить свои условия. Никто до сих пор не смог позволить себе повысить зарплату своим сотрудникам на порядок, технически перевооружить предприятие. Поэтому программа президента о вхождении Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира оказывается под большим вопросом. Ведь малый и средний бизнес не может ни с кем конкурировать вне страны - особенно в сфере сельхозпереработки, легкой промышленности. Нам предстоит вступать в ВТО, а государство “по привычке” поддерживает банки и строительные компании.
Жанна Тлектесова, Тараз:
Каким бизнесом сейчас выгодно заниматься, что приносит доход?
- Нет ответа на этот вопрос - если бы знал, сам туда бы бегом побежал... Однако всегда беспроигрышный вариант - это услуги населению. Люди всегда будут одеваться, питаться, пить, спать, стричься, стирать одежду, ремонтировать обувь. Вот ниша для малого бизнеса.
Дамир Имамов, Алматинская область:
Сколько в среднем казахстанские предприниматели тратят на взятки?
- Сложно сказать, поскольку все зависит от самого бизнеса. Хочу подчеркнуть, что деньги коммерсанты тратят на взятки не только чиновникам, но и монополистам, которые тоже стали серьезным тормозом для экономики. Они пугают общество одним и тем же - износом сетей. Коммунальные тарифы совершенно неподъемны для производства конкурентоспособного товара. Существуют более тонкие схемы отсоса денег у предпринимателя - покупка справок и других бумажек. Чиновники сознательно затягивают сроки, усложняют процедуры получения бумаг. Есть и более изощренные схемы: сертификация, лицензирование, аккредитация, технический аудит.
Административный кодекс за нарушения предусматривает “живодерские” штрафы, поэтому предпринимателю легче сторговаться на среднюю взятку.
У меня есть земля под СТО, но я уже год не могу получить технические условия (ТУ) на воду и электроэнергию. Как решить эту проблему?
- Это очень сложно, потому что монополисты - АПК и “Водоканал” - мотивируют отказ в выдаче техусловий нехваткой ресурсов. Получение ТУ - процедура совершенно непрозрачная, для малого и среднего бизнеса - неподъемная. Кстати, у “Водоканала” существует графа “Добровольная спонсорская помощь”, которая вызывает у нас большие сомнения...
Рысгуль, Алматы:
У меня есть овощной ларек в одном из микрорайонов. Как его можно легализовать, чтобы спокойно торговать?
- В бытность Виктора Храпунова акимом Алматы была разработана программа борьбы с киосками. Люди открывали их легально, с разрешения чиновников, вкладывали собственные средства. Потом им стали предлагать освободить эти киоски, после чего сносили в принудительном порядке - без каких-либо компенсаций. Тогда был нанесен первый удар по бизнесу: предприниматели ощутили свое полное бесправие. Поэтому без “крыши” во властных структурах вам сложно будет это сделать. Попробуйте написать заявление на аренду земельного участка в районный акимат - в отдел развития экономики и малого бизнеса. Потом подайте документы в ГАСК. Может быть, вам повезет...

Дата добавления 2008-02-26 | 15:37
Источник Информационное агенство «Казахстан сегодня» (http://www.kz-today.kz)

Новости
26 | 06 | 2008
Мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства уверенно набирает обороты
19 | 06 | 2008
Проверки – для проверяющих
18 | 06 | 2008
В АБЭКП РК разработан и утвержден график приема физических и юридических лиц, работает телефон доверия
Календарь событий
пн вт ср чт пт сб вс
 
1
2 3
4
5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Пресс-клуб

О нас

Архив публикаций

Архив пресс-релизов

Контакты

Интернет опрос

Проверяли ли Вашу деятельность государственные контрольно надзорные органы:

 
Вернуться наверх
Авторские права | Контакты | Карта сайта